Об итогах выборочного наблюдения рациона питания населения в 2023 году.

В 2023 году на территории Воронежской области проводилось выборочное наблюдение рациона питания населения. Данное наблюдение организовано на основании решения Правительства России о проведении регулярных опросов населения по социально-демографическим проблемам.
Периодичность данного наблюдения составляет 1 раз в 5 лет. В рамках выборочного наблюдения опрашивались 45 тысяч домашних хозяйств. На территории Воронежской области были обследованы 660 домашних хозяйств, расположенных в 20 муниципальных районах.
Наблюдение было организовано в целях формирования официальной статистической информации об уровне индивидуального потребления пищевых продуктов, энергетической и питательной ценности рациона питания, отражающей социальные, экономические и поведенческие факторы, влияющие на обеспечение полноценного и здорового питания.
Опросы респондентов проводились на условиях их добровольного согласия принять участие в наблюдении.
В ходе опроса интервьюер выяснял характер употребленных в течение предшествующих суток продуктов питания и устанавливал их количество.
Антропометрические данные (рост и вес) респондентов записывались по итогам проведенных интервьюером измерительных процедур с использованием приборов для измерения веса и роста.
Сравнительный анализ полученных результатов показал влияние места проживания, возраста и наличие детей на суточный рацион питания населения.
Результаты наблюдения 2023 года показали увеличение количества респондентов в возрасте 14 лет и более, питающихся вне дома. Посещали кафе и рестораны (где обслуживают официанты) 34,6% опрошенных респондентов, в 2018 году этот показатель составил 26,7%. Предприятия быстрого обслуживания («Вкусно - и точка», пиццерии и т.п.) в 2023 году посещали 41,7%, в 2018 году – 25,3%. Покупали еду на улице, чтобы быстро перекусить (шаурма, хот-дог и т.п.), 45% опрошенных респондентов, по итогам 2018 года - 37,7%. Заказывали для себя доставку готовых блюд на дом или на работу (пиццу, суши и т.п.) 35,9% опрошенного населения. По итогам 2018 года этот же показатель составлял всего 11,7%.
Незначительно увеличился уровень потребления питьевой воды лицами в возрасте 14 лет и более (на 0,2 процентных пункта по сравнению с 2018 годом).
По итогам наблюдения 2023 года выяснилось, что предпочитали использовать при приготовлении пищи нежирное мясо или рыбу, птицу вместо мяса 50,5% опрошенных респондентов, а в 2018 году этот показатель составил 59,2%. Птицу без кожи стали употреблять на 7 процентных пункта меньше чем в 2018 году. Употребление нежирного молока или молочных продуктов с низким содержанием жира за 5 лет уменьшилось на 18,9 процентных пункта по сравнению с 2018 годом. Также уменьшилось и употребление майонеза в салатах, вместо него многие респонденты отдавали предпочтение низкокалорийным заправкам (2018 год – 28,5%, 2023 год – 24,3%).
Как показывают итоги наблюдения 2023 года, ежедневно принимали горячей пищу 98,3% опрошенного населения в возрасте 14 лет и более, не принимали горячую пищу 1,7 %. В 2018 году данные показатели составили 99% и 1% соответственно. Также по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 0,7 процентных пункта количество респондентов, отказавшихся от завтрака.
По антропометрическим характеристикам количество лиц в возрасте 19 лет и более с дефицитом массы тела, опрошенных в 2023 году, уменьшилось на 0,9 процентных пункта по сравнению с 2018 годом, а с избыточной массой тела, включая ожирение, соответственно, увеличилось на 28,2 процентных пункта.
С более подробной информацией об итогах выборочного наблюдения, содержащей агрегированные показатели, можно ознакомиться на сайте Воронежстата на главной странице
в разделе Статистика/Переписи и обследования/Федеральные статистические наблюдения по социально-демографическим проблемам/Выборочное наблюдение рациона питания населения (https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/food23/index.html).
Результаты обследования будут использованы для разработки и реализации мер демографической политики, направленных на предотвращение негативного влияния неполноценного питания, на показатели заболеваемости, смертности и выработку у населения потребительских предпочтений, способствующих ведению здорового образа жизни, улучшения структуры потребления пищевых продуктов.