Итоги выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сфере здравоохранения в 2023 году
Итоги выборочного наблюдения качества и доступности услуг
в сфере здравоохранения в 2023 году
Воронежстат подвел итоги Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения за 2023 год. Такое наблюдение проводится Росстатом в целях получения официальной статистической информации, отражающей фактические потребности населения в получении образовательных и медицинских услуг, социальном обслуживании, услуг в области содействия занятости населения, удовлетворенность населения объемом и качеством полученных услуг.
Росстат проводит выборочное наблюдение качества и доступности услуг, охватывающее 48 тысяч домашних хозяйств, с 2013 года. Это исследование проводится с периодичностью раз в два года и охватывает все субъекты страны. В 2023 году в Воронежской области было обследовано 690 домашних хозяйств.
Одной из наиболее актуальных задач современного общества было и остается сохранение и улучшение здоровья населения. Решение проблем доступности и повышения удовлетворенности медицинским обслуживанием – одно из приоритетных направлений социальной политики, потому что от этого зависит качество жизни населения. Остановимся на итогах, отражающих оценку населением услуг в сфере здравоохранения.
По данным обследования, работа поликлиник, к которым прикреплены члены домохозяйства по месту жительства, в целом оценивалась жителями области удовлетворительно. При этом 14,3% респондентов были полностью довольны работой поликлиник, а 69,6% удовлетворены, но не в полной мере. Число лиц, которых полностью не устраивает работа поликлиник, в сельской местности было больше, чем в городской (19,8% селян против 12,4% городских жителей).
В тройку лидеров среди причин неудовлетворенности работой поликлиник вошли «длительность ожидания в очередях» (78,5% респондентов), «недовольство работой врачей-специалистов» (75,1%) и «неукомплектованность штата врачей» (65,0%).
Для получения первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях (включая вызов участкового врача на дом) большинство респондентов обращались в государственные медучреждения (98,8%). Жители сельских населенных пунктов пользовались услугами поликлиник (67,5%) и фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов (23,8%), городское население пользовалось в основном услугами поликлиник (98,6%).
При анализе доступности диагностических служб следует отметить, что по сравнению с 2021 годом на 3,3 процентного пункта увеличилось количество поликлиник, в которых появились диагностические службы. При этом в городской местности они есть во всех поликлиниках. В сельской местности осталось еще 11,0% медицинских учреждений, в которых нет диагностических служб (в 2021 году – 21,3%). Это привело к тому, что по сравнению с 2021 годом на 6,5 процентного пункта увеличилось количество жителей, которые посещали диагностические службы. При этом доля жителей не удовлетворенных работой диагностических служб практически не изменилась (11,4% против 11,5% в 2021 году).
Важно отметить, что полностью удовлетворены работой данных служб 21,6% сельского населения, что выше показателей 2021 года на 1,4 процентного пункта, в то время как уровень удовлетворенности городского населения работой диагностических служб значительно снизился по сравнению с 2021 годом (с 41,2% до 32,1%).
Одним из важных вопросов в работе медицинских организаций остается доступность работы узких специалистов. Из всех респондентов, кто обращался к узким специалистам в 2023 году, указали на отсутствие или длительную недоступность данных врачей 26,0%, что на 6,2 процентного пункта меньше, чем по результатам опроса 2021 года. Наиболее проблемными специалистами являются офтальмологи, кардиологи, стоматологи, отоларингологи, ревматологи, эндокринологи и неврологи. Реже жители области жаловались на невозможность попасть на прием к гинекологу, онкологу, хирургу, урологу и педиатру. У респондентов, которые имели случаи, когда не смогли пройти или отложили на неопределенный срок консультации у врачей-специалистов, основными причинами стали отдаленность медицинских организаций, где можно провести обследование, длительность ожидания очереди, неудобный график работы врача-специалиста и нехватка времени на ожидание врача.
По сравнению с 2021 годом уменьшилась доля пациентов, посещавших узких специалистов на платной основе за счет собственных средств с 38,7% до 29,2%. Наиболее популярные причины, по которым жителям приходилось обращаться к платной медицине, – большие очереди, необходимость предварительной записи и ожидания дня приема, отсутствие нужных специалистов рядом с домом. Более половины респондентов (52,3%) считают, что в коммерческих клиниках специалисты лучше.
При оценке качества медицинского обслуживания в своем населенном пункте половина респондентов считали, что оно не изменилось, в целом улучшается – 28,3 %, в целом ухудшается – 22,1% .
Важным показателем доступности услуг здравоохранения являются затраты времени на дорогу от дома до медицинского учреждения. Менее 20 минут требовалось 61,3% населения для того, чтобы добраться до медицинской организации. Почти половина опрошенного населения в сельской местности (49,1%) добирались до медицинской организации на личном транспорте, 43,4% – пешком, 7,5% – на общественном транспорте, в городских населенных пунктах 42,1; 43,7 и 14,2% соответственно.
В ходе проведения обследования были выявлены основные негативные явления, наблюдавшиеся в медицинском обслуживании населения. Ведущими остались высокая стоимость лекарственных препаратов (96,2%) и увеличение объема платной помощи (84,7%). Более половины респондентов (51,6%) считают, что усложнилась процедура записи на прием к врачу.
Для снижения потерь населения от внезапных заболеваний, травм или других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения, первостепенное значение имеет оказание скорой медицинской помощи. В течение года за скорой медицинской помощью обращались около 18 процентов опрошенных респондентов. При этом 81,3% из них были полностью удовлетворены профессионализмом работников этой службы.
Как показали результаты наблюдения, услугами стационара в течение обследуемого года воспользовались 7,5% респондентов. Эффективное функционирование больниц во многом определяется квалификацией персонала. Профессионализмом медицинских сестер и санитарок были полностью удовлетворены 87,9% пациентов, профессионализмом врачей – 80,4%.
Комфортностью условий пребывания, которая оценивалась состоянием помещений, питанием, предоставлением постельного белья, полностью были удовлетворены чуть более трети пациентов (33,6%), а совсем не удовлетворены – 17,4%.
Результаты проведенного обследования будут использованы при разработке мероприятий, направленных на обеспечение населения области медицинской помощью надлежащего качества.
Комментарии пока отсутствуют.